- нарские школы
на́рские шко́лы, ранние школы японского буддизма, сложившиеся в VIIVIII вв. в Нара (столица Японии в 710794) на базе вероучений, проникших из Китая: Санрон-сю (Школа трёх трактатов), Дзёдзицу-сю (Школа постижения истины), Куся-сю (Школа трактата Абхидхама-коша буддийского мыслителя Васубундху), Хоссо-сю (Школа Вид дхарм единичных сущностей), Риссю (Школа заповедей), Кэгон-сю (Школа сутры Аватамсака). Указанные школы представляли как хинаянистское, так и махаянистское направления в буддизме. Их философские и догматические положения оказали большое влияние на все школы собственно японского буддизма, став его органической частью. К настоящему времени как церковные организации сохранились лишь Хоссо, Риссю и Кэгон. Японская статистика включает в понятие нарские школы ещё три группы, в то или иное время выделившиеся из этих конфессий: Сингон Риссю (Школа заповедей истинных слов Будды), Сётоку-сю (Школа Сётоку по имени принца Сётоку, 574622, сыгравшего выдающуюся роль в распространении буддизма в Японии), Фудо-сю (Школа Фудо, по имени Фудо мёо, Акаланатха, одного из божеств стражей буддийского закона). Влияние нарских школ на верующих невелико. Значение их ограничивается как их исторической ролью, так и тем, что они владеют самыми древними храмами в районе Нара, являющимися бесценными памятниками культуры: Хорюдзи (основание которого в 607 приписывается принцу Сётоку), Кофукудзи (678), Якусидзи (718), Тодайдзи (752), Тосёдайдзи (753), Сайдайдзи (765).
Г. Е. Светлов
Народы и религии мира. - М.: Большая Российская энциклопедия. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам. гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам. гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. 1998.